7 марта 2023 г.

Фонематический слух как условие готовности к обучению грамоте

     

        Не все знают, что "слухов" у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как с его помощью мы учимся различать все тонкости звуков человеческой речи. Можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. В речевом слухе содержится еще один – фонематический: это способность различать определенные звуки родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить.

Считается, что основные этапы развития фонематического слуха у ребенка завершаются к 4 годам. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, это влечет за собой ряд новых проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Как предупредить эти проблемы?

Работу по формированию слухового восприятия и развитию у детей способности дифференцировать звуки можно разделить на несколько этапов:

·        узнавание не речевых звуков;

·        различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

·        различение слов, близких по звуковому составу;

·        дифференциация слогов;

·        дифференциация звуков;

·        развитие навыков элементарного звукового анализа.

Родители также могут помочь своему ребёнку преодолеть эти проблемы. Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника. Но делать это нужно ежедневно.

Существует множество интересных и увлекательных игр и упражнений по развитию фонематического слуха.

Примеры игр и упражнений

Игра "Правильно-неправильно" (с 4-х лет)

1 вариант: показать ребенку картинку и громко, четко назвать то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объяснить: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, вагон, дагон и т. д.

2 вариант: если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок (карандащ, фишку), если неправильно – красный.

Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.

Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.

Игра «Слушай и выбирай»

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак сок, сук

дом, ком, лом, сом коза, коса

лужи, лыжи мишка, мышка, миска

Необходимо назвать 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра «Поймай звук»

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м» (д, у и др.).

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, муха.

Игра «Чудесная удочка», «Рыбалка» (с 5-6 лет)

Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

На конце нитки у маленькой удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый (последний) звук.

Игра «Найди место звука в слове»

Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Нужны карточки со схемами расположения места звука в словах, разделённые на 3 клеточки.

Ребёнку показываются картинки и называются слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий