Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.
Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:
Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
Составление рассказов по одной сюжетной картине
Составление рассказов по памяти
Составление рассказов по символам.
Составление рассказов по схемам.
Составление рассказов по натуральным предметам
Составление рассказов по предметным картинкам.
Составление рассказов по заданным словам.
Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:
Мы покупаем щенка
Прогулка в парк
Мы в зоопарке
Поход в театр
Взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед ребёнком маленькие сказки.
Прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
ДРАЧУНЫ
В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.
Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы можно решить по-доброму, по-хорошему
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам
ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ
Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине
Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий