6 февраля 2023 г.

Развитие связной речи у дошкольников

 Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

 Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

    Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

 Составление рассказов по наблюдае­мым действиям. 

 Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам.

 Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине.

 Составление рассказов по одной сю­жетной картине

 Составление рассказов по памяти

 Составление рассказов по символам.

 Составление рассказов по схемам.

 Составление рассказов по натураль­ным предметам

 Составление рассказов по предмет­ным картинкам.

 Составление рассказов по задан­ным словам.

  Ребёнок-дошкольник научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно соста­влять разнообразные рассказы повествова­тельного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие ребёнка не на­рушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, по­высят умственный возраст, позволят пробу­дить скрытый потенциал, резервы, спо­собности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!

Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за лю­бую, даже незначительную удачу. 

Составление рассказов по наблюдае­мым действиям  

Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со сле­дующими названиями:

Мы покупаем щенка

Прогулка в парк

Мы в зоопарке

Поход в театр

 Взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед ребёнком маленькие сказки.

 Прослушать несколько сказочных историй. За­тем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.

 ДРАЧУНЫ

В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.

Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы мож­но решить по-доброму, по-хорошему

 Составление рассказов по несколь­ким сюжетным картинам

 ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ  

Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последова­тельно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так. 

Составление рассказов по прослу­шанному тексту и картине  

Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы. Полно, выразительно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий