Проблема воспитания и обучения детей
дошкольного возраста с особенностями психофизического развития является
весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования
ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов
различного профиля: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей
дошкольного образования.
Вокруг ребенка с ОПФР совместными
действиями различных специалистов мы создали единое коррекционно-образовательное
пространство. Особое значение уделяем организации взаимодействия в работе учителя-дефектолога,
педагога-психолога и воспитателя дошкольного образования.
Для достижения оптимальных результатов
коррекционной работы разработаны эффективные формы взаимодействия с педагогами:
Ø Поиски
новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, требующими
грамотного планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя
- дефектолога и педагогов дошкольного учреждения;
Ø Ежедневный
обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день,
обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.
Работа воспитателя и работа учителя -
дефектолога различна при исправлении и формировании звукопроизношения по
организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний,
умений, навыков.
Важное значение имеет деятельность
воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности
детей в каждом периоде коррекционного процесса, организует подвижные и сюжетно
– ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование поставленных
или исправленных учителем-дефектологом звуков.
Воспитатель активно участвует в
коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации
психики проблемного ребёнка в целом.
Индивидуальную работу воспитатель может
строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у
ребёнка определенный звук находится на этапе автоматизации, воспитатель может
включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы.
Все занятия воспитателя, дидактические
игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной
самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные
детьми на коррекционных занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе
такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно
упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от
этапа коррекционной работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка).
Педагог-психолог осуществляет
психологическое сопровождение детей с ОПФР. Проводит диагностику
развития познавательных процессов детей, консультирование педагогов, родителей.
Разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению
профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение
коррекционно-воспитательных задач.
Совместная диагностическая работа
заключается в углубленном
комплексном обследовании детей с ОПФР с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом помогает выявить актуальный уровень психического развития ребенка и на основе этого выбрать педагогическую стратегию по отношению к каждому воспитаннику, правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению нарушений, имеющихся у ребенка.
комплексном обследовании детей с ОПФР с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом помогает выявить актуальный уровень психического развития ребенка и на основе этого выбрать педагогическую стратегию по отношению к каждому воспитаннику, правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению нарушений, имеющихся у ребенка.
По результатам диагностики разрабатываются
рекомендации по организации индивидуальной работы с ребенком с ОПФР для
воспитателей дошкольного образования.
Педагог-психолог
проводит коррекцию основных психических процессов, используя игры и задания в
соответствии с лексической темой.
На специально разработанных занятиях
педагога-психолога дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и
глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать
отношения с окружающими.
Правильная организация детского
коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное
воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на
состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку,
учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт,
спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы всем педагогам
и специалистам при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Таким образом,
согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр,
занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка
единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом
становятся основой взаимодействия. Только в тесном сотрудничестве всех
участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное
формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному
обучению.
Комментариев нет:
Отправить комментарий