9 марта 2020 г.

Взаимодействие учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя дошкольного образования в рамках коррекционного-образовательного процесса



Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития  является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования ученых, этот процесс должен быть комплексным, проходить с участием специалистов различного профиля: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей дошкольного образования.
Вокруг ребенка с ОПФР совместными действиями различных специалистов мы  создали единое коррекционно-образовательное пространство. Особое значение уделяем организации взаимодействия в работе учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателя дошкольного образования.
Для достижения оптимальных результатов коррекционной работы разработаны эффективные формы взаимодействия с педагогами:
Ø Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые патологии, требующими грамотного планирования и организации четкой, скоординированной работы учителя - дефектолога и педагогов дошкольного учреждения;
Ø Ежедневный обмен информацией по результатам проделанной работы за прошедший день, обсуждение достижений детей, выявление трудностей, которые возникли.
Работа воспитателя и работа учителя - дефектолога различна при исправлении и формировании звукопроизношения по организации, приёмам, по продолжительности. Она требует различных знаний, умений, навыков.
Важное значение имеет деятельность воспитателя, где он осуществляет наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, организует подвижные и сюжетно – ролевые игры, не забывая контролировать правильное использование поставленных или исправленных учителем-дефектологом звуков.
Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики проблемного ребёнка в целом.
Индивидуальную работу воспитатель может строить на занятиях с учётом речевых проблем каждого ребёнка. Так, зная, что у ребёнка определенный звук находится на этапе автоматизации, воспитатель может включить задания с данным звуком даже минимально во все занятия группы.
Все занятия воспитателя, дидактические игры, режимные моменты используются для упражнения детей в доступной самостоятельной речи. Основой для этой работы служат навыки, приобретенные детьми на коррекционных занятиях. В течение дня воспитатель организует в группе такие режимные моменты, как умывание, одевание, прием пищи, и одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы (в зависимости от этапа коррекционной работы и индивидуальных речевых возможностей ребенка).
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с ОПФР.  Проводит диагностику развития познавательных процессов детей, консультирование педагогов, родителей. Разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.  
Совместная диагностическая работа заключается в углубленном
комплексном обследовании детей с ОПФР с целью обеспечения им психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Обследование ребенка учителем-дефектологом и педагогом-психологом помогает выявить актуальный уровень психического развития ребенка и на основе этого выбрать педагогическую стратегию по отношению к каждому воспитаннику, правильно скоординировать совместные действия специалистов по преодолению нарушений, имеющихся у ребенка.
По результатам диагностики разрабатываются рекомендации по организации индивидуальной работы с ребенком с ОПФР для воспитателей дошкольного образования.
         Педагог-психолог проводит коррекцию основных психических процессов, используя игры и задания в соответствии с лексической темой. 
На специально разработанных занятиях педагога-психолога дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи. Умение правильно подойти к каждому конкретному ребенку, учитывая его индивидуальные психологические особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон - именно эти качества необходимы всем педагогам и специалистам при работе с детьми с речевыми нарушениями.
Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей при организации игр, занятий, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия. Только в тесном сотрудничестве всех участников коррекционно-образовательного процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий