1.Игра
«Кто или что может это делать?» (обогащение
словарного запаса).
Взрослый называет действие, а ребенок
подбирает предметы. Например, к слову «идёт» ребенок подбирает слова: «девочка
идёт, мальчик идёт, кошка идёт, снег идёт». Подберите слова к глаголам «стоит,
сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает» и т.д.
2.
Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний
звук в слове).
Взрослый
и ребенок по очереди называют любые слова: новое слово должно начинаться на
последний звук предыдущего.
Например:
«Автобус – сок – куст – танк».
3.Игра
«Веселый счёт» (согласование числительного с
существительным и прилагательным).
«Вокруг
много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья,
лужи, сугробы, столбы, окна) Давай их посчитаем».
-
Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных
дома, пять кирпичных домов и т. д. Каждый день можно подобрать разные
определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом,
многоэтажный дом, знакомый дом…
4.
Игра «Подружи слова» (образование сложных слов).
Листья
падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает –
самолет, пыль сосет – пылесос.
6.
Игра «А что, если…» (развитие связной речи).
Взрослый
начинает фразу, а ребенок заканчивает.
«А
что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не
было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы
все вокруг было твоим…» (можно придумать различные варианты).
7.
Игра «Исправь предложение». Взрослый произносит неправильное
предложение, а ребенок исправляет.
-Жук
нашел Сашу. (Саша нашел жука.)
-
Пол бежит по кошке.
-
Наташа жила у ежика.
-
Снежная баба лепит Ваню.
-
Катя ужалила осу.
Игры
«В свободную минутку»:
Игровые
упражнения на слоговую структуру слов:
1.«Перепутаница»
«Жили-были
слова. Однажды они веселились, играли, танцевали. И не заметили, что
перепутались. Помоги словам распутаться». Слова: босака (собака), ловосы
(волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и т.д.»
Игра
на развитие грамматического строя речи:
2.«Упрямые
слова». Расскажите ребёнку, что есть на свете
«упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, какао, кино, пианино,
метро). «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я
гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто».
Задавайте
вопросы ребёнку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях - ответах.
3.Подвижные
игры. «Игры с мячом».
«Я
буду называть слова и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда,
когда услышишь в слове звук «Ж» (можно загадать любой звук». Если в слове нет
звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, жук, книга...».
4.«Лягушка».
Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я. Будешь
прыгать как лягушка, если услышишь звук «А», на другие звуки опускаешь низко
руки». По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можете
проводить игру на согласные звуки.
5.«Чудесный
мешочек».
Для
игры необходимы: полотняный мешочек и небольшие игрушки. В начале игры ребенок
правильно называет каждый предмет. Затем все игрушки складываются в
мешочек и перемешиваются. Ребенку предлагается на ощупь угадать игрушку, назвать
ее (Зайчик), составить с этим словом словосочетание (Зайчик (какой?) белый,
пушистый...) или предложение (Длинноухий зайчик прыгает на лесной полянке).
Все эти игры стимулируют общение, активизируют
высказывания детей, развивают активный словарь, а самое главное - дети думают,
мыслят, творят, ищут нужные пути решения. Также помогают родителям совместить
домашние дела и занять ребенка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий