Понятие «звуковая культура
речи» широко и своеобразно. Оно включает собственно произносительные качества,
характеризующие звучащую речь, элементы звуковой выразительности речи,
связанные с ними двигательные средства выразительности, а также элементы культуры
речевого общения.
Составные компоненты звуковой культуры – речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.
Звуковая сторона языка
усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат
ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух. В то же время в
каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в звуковой культуре
речи, которые рассматриваются в педагогике как неразвитое умение
воспроизведения речи.
У детей дошкольного возраста
отмечаются неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих,
перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается
быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо
артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они
объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. Есть свои
особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми
вдохами, без пауз. Эти особенности присущи в основном младшим дошкольникам, в
старшем же дошкольном возрасте они встречаются значительно реже.
Недостатки звуковой культуры
речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым,
резким, неусидчивым, у него падает любознательность, может возникнуть
умственное отставание, а впоследствии и неуспеваемость в школе. Особенно важно
чистое звукопроизношение, так как правильно слышимый и произносимый звук –
основа обучения грамоте, правильной письменной речи.
Один раз в месяц можно
проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи.
Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением
одного звука или группы родственных звуков. Остальное время уделяют воспитанию
других качеств речи (двух-трех) .
Таким образом, существующая в
детских садах система занятий для первой и второй младших, а также средней
группы позволяет воспитателям оказывать детям планомерную квалифицированную
помощь в овладении всеми звуками родного языка (этот процесс должен
заканчиваться к пяти годам) .
Какие же методы типичны для
воспитания звуковой культуры речи? Это дидактические игры, подвижные или
хороводные игры с текстом. Очень полезны дидактические рассказы с включением
учебных заданий детям. В младших и средней группах они часто сопровождаются
показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек.
Особое внимание уделяется
воспитанию звуковой культуры речи. Оно включает формирование артикуляции звуков
родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов
и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную
громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства
выразительности. Работа по формированию звукопроизношения осуществляется в
такой последовательности: сначала у детей отрабатывают правильное произношение
гласных звуков. На итоговом занятии организуются упражнения на закрепление этих
звуков и их дифференциацию.
Формирование правильного
произношения, развитие органов артикуляционного аппарата предусматривают работу
над изолированными звуками и звукоподражательными словами. Педагог четко
произносит звук и звукосочетание и предлагает воспитанникам повторить образец.
Важным этапом в формировании
звукопроизношения является выработка умения правильно произносить звуки в
отдельных словах и фразах. Ведущим методом обучения является игровой метод.
Четкость и ясность речи
(дикция) отрабатываются при помощи специального речевого материала: детям
предлагают произносить шутки-чистоговорки с определенными звуками.
Привлекая внимание
воспитанников к речи окружающих, педагог приучает малышей слушать и правильно
слышать речь не только взрослых, но и детей.
В конце учебного года,
закрепляя правильное произношение свистящих звуков, педагог предлагает воспитанникам
уже самостоятельно определять на слух наличие или отсутствие того или иного
звука в заданных словах. На том же речевом материале детей упражняют в
произнесении звуков и слов с различной громкостью, в различном темпе.
В процессе работы по
воспитанию звуковой культуры речи воспитатель широко использует наглядный
материал.
Воспитание звуковой культуры
речи осуществляется в процессе всех речевых занятий.
При ознакомлении детей со
звуковой стороной слова целесообразно использовать игровые приемы. Они помогают
ребенку услышать, как звучит слово, четко произнести его, выделяя все звуки.
Четкое произнесение
воспитателем слов является образцом для подражания. Проговаривая слово и
вслушиваясь в его звучание, дети как бы обследуют его, знакомятся с ним как со
звуковым явлением.
Целесообразно использовать
упражнения на подбор слов, сходных по звучанию, на проговаривание недостающих в
слове звуков и т. п.
Воспитание звуковой культуры
речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений, которые проводят не
реже двух раз в месяц, в течение 5-7 мин. Некоторые задачи воспитания
произносительной стороны речи решают на занятиях по развитию речи, по
ознакомлению детей с художественной литературой.
Поскольку к пяти годам еще не
все дети овладевают правильным произношением звуков, особенно тех, которые
относятся к группе шипящих, а также л и р, работе над этими звуками уделяется
большое внимание.
Работа по совершенствованию
речевого слуха проводится при заучивании детьми стихов, потешек, считалок.
Воспитатель знакомит дошкольников с интонационными средствами выразительности,
учит правильно пользоваться ими.
В старшей группе продолжается
работа, начатая на предыдущих возрастных этапах.
Продолжается работа,
направленная на развитие речевого дыхания.
Выработка четкого произношения
слов и фраз (т. е. хорошей дикции) является одной из основных задач воспитания
звуковой культуры речи детей данного возраста. Работа над дикцией проводится на
протяжении всего учебного года.
Развитие голосового аппарата
(умение регулировать громкость голоса, темп речи, правильно пользоваться
интонационными средствами выразительности) осуществляется на специальных
занятиях по звуковой культуре речи, а также на других речевых занятиях.
Для развития голосового
аппарата воспитатель предлагает детям произносить скороговорки с различной
громкостью, в различном темпе. Учит, изменяя тон голоса, передавать личное
отношение (радость, безразличие, огорчение и т. п.) к тем или иным явлениям
окружающего мира.
Работа по воспитанию звуковой
культуры речи не ограничена только специальными упражнениями или занятиями. Она
проводится в тесной связи с развитием других сторон речи. Некоторые ее разделы
непосредственно включаются в содержание работы по обучению родному языку.
Например, в процессе пересказывания или составления рассказов по картине
воспитатель наряду с решением основной задачи обращает внимание детей на
громкость речи, на ее темп, на правильное использование различных средств
интонационной выразительности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий