Не все знают, что
"слухов" у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать
звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки,
вой сирены и т.д. Второй слух – музыкальный.
Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное
значение, так как с его помощью мы учимся различать все тонкости звуков
человеческой речи. Можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой,
и наоборот. В речевом слухе содержится еще один – фонематический: это способность различать определенные звуки
родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить.
Считается,
что основные этапы развития фонематического слуха у ребенка завершаются к 4
годам. Чаще всего
несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений
звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые
звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности
возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, это
влечет за собой ряд новых проблем: наблюдается снижение успеваемости,
появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается
самооценка.
Как предупредить эти проблемы?
Работу по формированию
слухового восприятия и развитию у детей способности дифференцировать звуки
можно разделить на несколько этапов:
·
узнавание не речевых звуков;
·
различение высоты, силы, тембра голоса
на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
·
различение слов, близких по звуковому
составу;
·
дифференциация слогов;
·
дифференциация звуков;
·
развитие навыков элементарного звукового
анализа.
Родители также могут
помочь своему ребёнку преодолеть эти проблемы. Лучше всего проводить занятия в
форме игры, не нагружая дошкольника. Но делать это нужно ежедневно.
Существует множество
интересных и увлекательных игр и упражнений по развитию фонематического слуха,
в которые можно поиграть дома.
Примеры
игр и упражнений
Игра
"Правильно-неправильно" (с 4-х лет)
1 вариант: показать ребенку картинку и громко, четко
назвать то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем
объяснить: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а
ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон,
вагон, дагон и т. д.
2 вариант: если ребёнок услышит правильное
произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный
кружок (карандащ, фишку), если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин,
митанин, фитавин.
Игра
«Слушай и выбирай»
Перед ребенком картинки с предметами, названия
которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак сок, сук
дом, ком, лом, сом коза, коса
лужи, лыжи мишка, мышка, миска
Необходимо назвать 3-4 слова в определенной
последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их
в названном порядке.
Игра
«Поймай звук»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м»
(д, у и др.).
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, муха.
Игра
«Чудесная удочка», «Рыбалка» (с 5-6 лет)
Упражнять детей в определении первого и последнего
звука в словах.
На конце нитки у маленькой удочки прикреплён магнит.
Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены
металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый (последний)
звук.
Игра
«Найди место звука в слове»
Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Нужны карточки со схемами расположения места звука в
словах, разделённые на 3 клеточки.
Ребёнку показываются картинки и называются слова.
Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую
клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую
клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
Комментариев нет:
Отправить комментарий