22 апреля 2021 г.

Подрезать или не подрезать?

       

        Уздечка языка – это тоненькая перегородка-связка между языком и нижней полостью рта, которая обычно доходит до середины языка.

При аномалии она крепится практически на самом кончике языка, и хотя её длина бывает вполне нормальной, порок называют именно короткой уздечкой языка. Однако бывает и так, что уздечка действительно короткая, а то и практически незаметная (язык срастается с нижней полостью).
      Причины порока до конца не установлены, однако чаще всего короткая уздечка языка передается по наследству.
Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Попросите ребёнка поднять язык вверх к твёрдому небу. При нормальной подъязычной уздечке ребѐнок свободно поднимает язык к твѐрдому небу.
При короткой − не может вытянуть язык вперёд и поднять его вверх. Когда ребёнок будет тянуть язык вверх, вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъём языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше.
Другая причина того, что ребѐнок не может поднять язык вверх − мышцы языка не достаточно сильные и малоподвижные.
Тогда вы увидите, как язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается.
Подъязычная связка в норме   имеет длину 1,5см                                                     
Если уздечка укорочена, движения языка ограничены.
В итоге нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх ([ш], [ж], [р], [рь], [л], [ль]).

Подрезать или нет?
Даже если уздечка укорочена (менее 8 мм.), то лучше её растягивать, чем оперировать. В пользу этого говорит то, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать её подвижность. Эта процедура болезненна и неприятна для ребёнка. Кроме того, прооперированный ребёнок ещё долго будет опасаться делать артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.
Веские показания к подрезанию
подъязычной уздечки:
1. Короткую уздечку языка лучше подрезать в раннем возрасте до года.
Показание к проведению операции, если ребенок при кормлении:
• ребѐнок плохо сосет грудь из-за того, что укороченная уздечка мешает плотно обхватить сосок матери;
2. В более старшем возрасте показанием является ситуация, когда из-за укороченной уздечки у ребёнка смещается зубной ряд и формируется неправильный прикус.
В 90% случаев при нарушении звукопроизношения короткая уздечка языка легко растягивается при помощи специальных упражнений артикуляционной гимнастики.
Правила выполнения упражнений
1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то
же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
3. Выполнение упражнений для ребѐнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.
Упражнения на растягивание
подъязычной уздечки:
 «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нѐбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
2.«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
В гости нас звала соседка
Кушать пудинг сладкий.
Мы приехали к обеду,
А соседки дома нету.
3.«Грибок»                        
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. . Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
 Под коричневою шляпкой,
с бархатной подкладкой.
«Гармошка» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.
На гармошке я играю,
Рот пошире открываю,
К нёбу язычок прижму,
Ниже челюсть отведу.

5. «Качели»
Открыть рот, кончиком языка потянуться
сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку.
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом – вниз  опускаюсь
6. «Барабан»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и
отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык
при произнесении этого звука упирается в
верхние зубы, рот не закрывать.
В барабан мы сильно бьем
И все вместе мы поем:
«Д – д – д – д!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий