7 апреля 2022 г.

Как развивать речевой слух?

 

Не все знают, что "слухов" у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как с его помощью мы учимся различать все тонкости звуков человеческой речи. Можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. В речевом слухе содержится еще один – фонематический: это способность различать определенные звуки родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить.

Считается, что основные этапы развития фонематического слуха у ребенка завершаются к 4 годам. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, это влечет за собой ряд новых проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Как предупредить эти проблемы?

27 января 2022 г.

Профилактика нарушений речи

  • создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребёнка;
  • создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребёнка;
  • предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
  • исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
  • предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей вызывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
  • своевременное оперирование расщелин верхней губы, нёба;
  • своевременное подрезание короткой уздечки языка;
  • охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь);
  • охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни  и т.д.). Этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.

5 января 2022 г.

Если ребёнок путает слоги

Нарушение слоговой структуры слов характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава. В связи с этим необходимо развивать у ребёнка умение слушать, чувствовать и воспроизводить ритм. Это способствует усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Помочь ребенку в преодолении трудностей могут следующие игры: