5 апреля 2023 г.

Фонематический слух у детей


 

Развиваем речевой слух


Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
    К 4-м годам в норме ребенок должен различать все звуки, у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
    Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня фонематического слуха. А развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма.
    Что же делать, если фонематический слух плохо развит?Ваш ребенок уподобляет один звук другому на основе общих признаков. Это приводит к неправильному восприятию слов и в дальнейшем к неправильному произношению (например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). Эти недостатки мешают правильному пониманию речи как самим говорящим, так и слушающим. К тому же, как видно из примеров, теряется и смысл высказывания. 

Игры для развития мелкой моторики


 

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников

                                         

Уже всем известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становление детской речи, повышает работоспособность ребенка, его внимание и умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Развитая мелкая моторика способствует в овладении письмом, рисовании, лепке и любой игровой и повседневной деятельности.

      Что происходит, когда мы развиваем мелкую моторику?

  • Возбуждаются речевые центры коры головного мозга, что приводит к усилению согласованной деятельности речевых зон. Это стимулирует развитие речи.
  • Создаем положительный эмоциональный настрой, формируем внимание, повышаем речевую активность ребенка. Развиваем память, воображение и фантазию.
  • Речь ребенка становится яркой, четкой, ритмичной. Повышается уровень контроля за движениями.
  • В результате работы по развитию мелкой моторики, кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

7 марта 2023 г.

Ум на кончиках пальцев


 

Фонематический слух как условие готовности к обучению грамоте

     

        Не все знают, что "слухов" у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как с его помощью мы учимся различать все тонкости звуков человеческой речи. Можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот. В речевом слухе содержится еще один – фонематический: это способность различать определенные звуки родного языка, анализировать, узнавать их, воспроизводить.

6 февраля 2023 г.

Развитие связной речи у дошкольников

 Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.

 Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

30 января 2023 г.

Просто о сложном


     На вопросы о нарушениях речи отвечает заведующий кафедрой логопедии 
Института инклюзивного образовния Наталья Николаевна Баль